Сироткина Ирина
Классики и психиатры: Психиатрия в российской культуре конца XIX — начала XX века
|
XVIII — начало XX века
|
Автор: Сироткина Ирина Издательство: Новое литературное обозрение (НЛО), 2009 |
PDF, 272 страницы, 8.16 МБ
|
В книге история психиатрии рассматривается через призму особого жанра медицинской литературы — патографии, или жизнеописания знаменитостей с точки зрения их болезней, мнимых или настоящих. В русской культуре писатель был фигурой особенно заметной — как рупор общества, символ времени или объект, на который читатели проецировали свои желания. Не удивительно, что именно писатели привлекли внимание психиатров и стали их заочными пациентами и героями (или антигероями) патографий. Немало медицинской литературы посвящено классикам — Пушкину, Гоголю, Достоевскому, Толстому, Гаршину и многим другим писателям и поэтам. Автор ищет ответы на вопросы: как и зачем психиатры ставили диагнозы писателям, что это значило для становления психиатрии, как патографии были встречены в обществе? Почему одни врачи находили у Пушкина, например, различные болезни, а другие, напротив, считали образцом душевного здоровья? И почему с приходом нового поколения медиков эти диагнозы менялись, иногда на диаметрально противоположные? В данном исследовании идеи о душевной болезни и душевном здоровье, о таланте и гениальности помещены в контекст бурной общественно-политической жизни России конца XIX — начала XX веков. Книга Ирины Сироткиной получила приз Ассоциации современных языков (Modern Language Association, США) за лучшую работу в области славянских языков и литературы в 2001-2002 гг. Текст книги переработан и расширен.
|
986
radius
28 июля 2010
|
Скачать книгу
|
Свободное движение и пластический танец в России
|
Современный танец
|
Автор: Сироткина Ирина Издательство: Новое литературное обозрение (НЛО), 2011 |
PDF, 320 страниц, 9.60 МБ
|
«Эта книга — о культуре движения в России от Серебряного века до середины 1930-х годов, о свободном танце — традиции, заложенной Айседорой Дункан и оказавшей влияние не только на искусство танца в XX веке, но и на отношение к телу, одежде, движению. В первой части, «Воля к танцу», рассказывается о «дионисийской пляске» и «экстазе» как утопии Серебряного века, о танцевальных студиях 1910-1920-х годов, о научных исследованиях движения, «танцах машин» и биомеханике. Во второй части, «Выбор пути», на конкретном историческом материале исследуются вопросы об отношении движения к музыке, о танце как искусстве «абстрактном», о роли его в эмансипации и «раскрепощении тела» и, наконец, об эстетических и философских принципах свободного танца. Уникальность книги состоит в том, что в ней танец рассмотрен не только в искусствоведческом и культурологическом, но и в историко-научном контексте. Основываясь как на опубликованных, так и на архивных источниках, автор обнажает связь художественных и научных исканий эпохи, которая до сих пор не попадала в поле зрения исследователей.»
|
1161
admin
19 февраля 2013
|
Скачать книгу
|
|